Кирпич в современном строительстве

Сейчас, когда очевидно возросли требования к художественной стороне архитектуры, неувязка выбора строй материалов приобретает необыкновенную актуальность. Азартное освоение всех новинок, предлагаемых рынком – занятие для конструктора, непременно, интересное, но не всегда является синонимом творчества и новшества. Понятно, что Ф.Л. Райт, А. Аалто, Л. Кан и многие другие корифеи архитектуры, свои самые дерзкие планы воплощали при помощи материалов «земных» и обычных: неокрашенного дерева, необработанного камня и стандартного кирпича. Умение из обыденного сделать нечто неслыханное, а из унифицированных частей – уникальное, вот в чем заключается настоящее новшество. Поразительный по обилию форм храм Василия Блаженного в Москве сложен из 18 типоразмеров фигурных кирпичей. Более совершенный монумент, храм Вознесения в Коломенском – из 9, а все орнаментальное достояние среднеазиатской архитектуры держится всего только на 4 стандартных элементах декора.

Вот поэтому беспритязательный кирпич, древний строительный материал, был и остается, в буквальном смысле «пробным камнем» для зодчего. Более того, в современных критериях он стал одним из основных средств «гумманизации» искусственно создаваемой вокруг нас среды. Почему? Кирпич вначале соизмерим с людской рукою, и поэтому всегда был связывающим звеном меж архитектурой (в особенности крупномасштабной) и человеком. Восприятие сплошной бетонной стенки и стенки кирпичной, как говорится, – две огромные различия. В первом случае, мы испытываем зрительный прессинг, во 2-м – эстетическое воздействие ритмической кладки. Можно осознать логику старых египтян, изобретателей кирпича. Когда живешь в городе-некрополе, в окружении циклопических гробниц, невольно придет в голову мысль строить жилья из деталей, соизмеримых себе, а не величию фараона. Просто, комфортно, ну и глазу приятно. Тем паче равнина Нила давно славилась большенными залежами глины.

Универсальная единица

Кирпичное создание – одно из древних в людской культуре. Кирпич стали изготавливать в Египте за 6 1000-летий до нашей эпохи, и с того времени его создание остается важной областью в промышленности строй материалов. Самое ценное свойство кирпича состоит в том, что обожжённая глина камнеподобна и плохо проводит тепло. Но не только лишь этим обосновано его историческое долголетие. Сначала, тем, что кирпич имеет неизменную форму и размеры. Потому его можно было заготовлять впрок, вне зависимости оттого, что из него станут строить – жильё либо городскую крепость. И вот из этого единственного эталона, размером с ладонь, строили и строят самые различные сооружения: жилые дома и храмы, поликлиники и театры, библиотеки и бани и т.п. Из 1-го и такого же кирпича-стандарта выкладывают стенки разной толщины (в полкирпича, в кирпич, в полтора кирпича и т.д.); получают разные конструкции (арки, своды, купола…); делают строительные детали (карнизы, пилястры, тяги и т.д.) и орнаменты при помощи разных кладок – российской, фламандской, американской. Кирпич универсален, конкретно это свойство сделало его «вечным» материалом.

Но что происходит сейчас? На рынке возникает больше марок: кирпич клинкерный, шамотный, лицевой… Соответствуют ли новые его разновидности старенькому содержанию, т.е. классическому эталону? Выясняется, что в согласовании с ГОСТом эталон, как и до этого, 250х120х88 мм, одинарный модульных размеров – 228х138х63 мм, утолщенный модульных размеров – 228х135х88 мм. Не считая того, ГОСТ разрешает компаниям изготовителям по соглашению с потребителем выпускать на заказ изделия нестандартных габаритов и форм – полуторный кирпич (250х120х103 мм) и двойной (250х120х138мм). Но, во всех случаях отличия от эталона (либо оттого, что обозначено в договоре) не должно превосходить: по длине +/- 5 мм, по ширине +/-4 мм, по толщине +3/-2 мм.

Эталону должны соответствовать не только лишь размеры изделия, да и его внешний облик. Т.е. поверхность граней должна быть плоской, ребра – прямолинейными. Правда, у рядового материала допускаются закругления вертикальных ребер радиусом до 15 мм. По фактуре поверхности ложковой и тычковой граней изделия могут быть гладкими либо рифлёными. Для строительства не считается браком наличие неких изъянов. Отбитостей углов глубиной 10-15 мм и повреждений рёбер глубиной до 10, длиной до 10-15 мм может быть по две на штуку. Вероятны трещинкы протяженностью до 30 мм по одной на ложковую и тычковую грани. Отколы поверхности (3-10 мм) разрешены в количестве до 3 штук на кирпич.

Признаки «недожога» кирпича – горчичный цвет, глухой звук при ударе. В итоге такового брака – нехорошая водо- и морозостойкость изделия. Для «пережога» свойственны темные подпалины, оплывшая форма, завышенные плотность и теплопроводимость (тепло будет «утекать» еще лучше).

Кирпич не должен содержать внутри себя включений больших частиц извести и камешков. Если они находятся, то начинают впитывать воду и разбухают, вызывая отколы на поверхности кирпича.

Виды кирпичей и разновидности

Кирпич бывает 2-ух видов: глиняний и силикатный. Не отличаясь друг от друга по размерам, они приготавливаются различными способами. Глиняний сформировывают из глины и позже подвергают обжигу. Сырьевая смесь силикатного состоит из извести и кварцевого песка и обрабатывается автоклавным способом.

Глиняний кирпич имеет несколько разновидностей:

Кирпич полнотелый. Предназначен для кладки внутренних и наружных стенок, возведения колонн, столбов и других конструкций, несущих кроме собственного веса дополнительную нагрузку.

Кирпич пустотелый. Нередко его именуют «дырочным», «щелевым», «самонесущим» либо »лёгким». Предназначен для кладки облегчённых внешних стенок, перегородок, наполнения каркасов высотных построек.

Кирпич облицовочный. Другие наименования – «лицевой» либо «фасадный». Этот кирпич употребляется в облицовке построек. Хотя издержки на его материал выше, чем на заштукатуренные, «керамический» фасад отличается еще большей долговечностью, чем штукатурка. Декоративен облицовочный фактурный кирпич: его поверхности украшены рельефами либо обработаны под натуральные материалы – «мрамор», «зернистый гранит», «сколотый камень» и т.п.

Облицовочный кирпич имеет еще одну увлекательную разновидность – «фигурный». Его отличительные признаки – скругленные углы и ребра, скошенные либо криволинейные грани. Подобные особенности кирпича позволяют строить сложные элементы: арки, круглые колонны, лепной декор на фасаде.

Кирпич облицовочный глазурный и ангобированный. Предназначен для декоративной облицовки внутренних и внешних стенок. По особенной технологии на поверхности кирпича появляется блестящий цветной слой из стекловидной массы. Глазурный кирпич позволяет выкладывать мозаичные панно, как в интерьере, так и на фасаде построек. Ангобированный кирпич предназначен для таких же целей, но обладает непрозрачной матовой поверхностью и широкой цветовой политрой.

Кирпич клинкерный. Предназначен для облицовки цоколей и фасадов, мощения дорог, дворов и полов в цехах промышленных построек. Фасад, отделанный клинкерным кирпичом, длительное время не нуждается в ремонте, грязь и пыль фактически не попадают в структуру его поверхности, а широкий диапазон цветовых и фигурных вариантов позволяют при помощи кирпича создавать разные декоративные эффекты.

Кирпич печной шамотный. Предназначен для кладки топок печей и способен выдерживать температуру выше 1600 0С. Еще его именуют «огнеупорным». Изготавливают таковой кирпич из специальной огнеупорной глины шамота и разной формы: традиционной (прямоугольной), трапециевидной, конусновидной и арочной.

Кирпич – мазок в красочной картине

Из стандартного, обезличенного кирпича архитекторы прошедшего умели создавать беспредельно различные произведения, в каких был типизирован только первоэлемент, а не наружные формы сооружения. Обогащение строительного языка происходило не за счет количества модульных типов, а методом умножения числа вариантов их связи в системе сооружения. Возникновение кирпича округленных форм сразу обогатило арсенал выразительных средств: это позволило выкладывать либо облицовывать самые сложные, криволинейные по нраву поверхности. Освеженный старый материал позволил отрешиться от плоскости трактовки стенок в пользу их скульптурной выразительности.

Сейчас эта тенденция видна не только лишь в сложной моделировке поверхности, да и в более художественной разработке фактуры и цвета. Ну и сама по для себя микропластика кирпичной кладки делает своеобразную «вибрацию» плоскости, что обогащает зрительное восприятие сооружения в целом. Тут уместно направить внимание на одну специфическую особенность кирпичных строений. В их случайное отличие 1-го кирпича от другого воспринимается всегда как естественная красочная «игра» поверхности. Ведь каждый кирпич по собственному масштабу – это всего только «мазок» в общей картине. В то же время даже малозначительные различия таких больших частей строения, как панель либо блок, смотрятся как возмутительный недостаток.

И еще принципиальный момент. Кирпичное здание, являясь, на самом деле, одним из обычных частей городской среды, может делать особенные функции в городской среде. Более принципиальная посреди их – связь новых построек с ранее сложившейся застройкой. Выбор схожих материалов дает возможность избежать дисгармонии и малоэстетичных контрастов, которые, как досадно бы это не звучало, еще очень нередко нарушают исторически сложившиеся ансамбли.

Заместо заключения

Как понятно, в искусстве не бывает не плохих либо нехороших материалов, «модных» либо «устаревших». Как и в любом деле, есть отличные и нехорошие живописцы. Древнегреческие керамисты смогли из грубой глины, к тому же обожженной в печах (неравномерная усадка), сделать совершенные художественные сосуды и вазы для массового употребления. Весь старый Вавилон совместно с его известной башней и Висящими садами был построен из кирпича-сырца), ожженный кирпич применялся исключительно в крепостных стенках и нижних этажах строений). От монументальных сооружений Вавилона ничего не осталось, если не считать расплывшиеся бугры у малеханького иракского города Хилле. Стенки из сырцового кирпича раскрошились, размылись и перевоплотился в останки. И только экзальтированные описания старых историков да археологические раскопки позволяют представить прекрасные храмы и дворцы, строительством которых прославился Навуходоносор а именно, а Вавилон – в целом. Время унесло былую красоту, но не убило память о ней. Вот и выходит, что со всех боков – кирпич – материал нескончаемый…

Алла Бычкова

Аналогичные записи: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.